Родители дошкольников озадачены вопросами: «Как развить умственные и физические способности своего малыша? Как помочь ему вырасти здоровым, веселым, добрым, ответственным? Как подготовить ребенка к школе, чтобы он не растерялся в новых условиях?» Тем более это актуально сегодня, когда открылось много новых образовательных учреждений: гимназии, лицеи, развивающие центры с техническим, гуманитарным или эстетическим направлением.
На базе центров «Семья» осуществляется разносторонняя психологическая и педагогическая работа с семьями и детьми. Начиная с годовалых малышей и заканчивая детьми старшего дошкольного возраста, психологи, социальные педагоги и педагоги дополнительного образования применяют новые развивающие и обучающие программы и технологии.
С какими вопросами часто обращаются родители к нашим специалистам?Как создать для малыша развивающую среду?
Каждый предмет в помещении или на улице может стать развивающим, поэтому надо найти ему правильное применение. Мы поможем вам посмотреть на обычные вещи с неожиданной стороны, научим новым способам взаимодействия с малышом.
Существуют ли особые правила для проведения игр?
Такие правила существуют, но важно запомнить принцип: «Не навреди!» От игры ребенок получает не только удовольствие, но и учится общаться, понимать других людей, соблюдать правила, согласовывать действия. На наших занятиях, каждая встреча – игра, мы учим играть родителей совместно с детьми.
Нужна ли помощь благополучной семье, воспитывающей здорового ребенка?
Да, так как специалист расскажет о возрастных и психологических особенностях вашего малыша; что необходимо для становления речи; как крохе научиться владеть своим телом; как справиться с капризами.
На что необходимо обратить особое внимание при подготовке к школе?
На наличие у ребенка отклонений в развитии: общее недоразвитие речи и задержка психического развития. При таких заболеваниях помогут логопеды, невропатологи, психологи. Диагностику заболеваний дошкольника в Самаре проводит медико-педагогическая комиссия, о работе которой можно получить информацию в центрах «Семья».
Какие основные проблемы выявляются в настоящее время при подготовке ребенка к школе?
Подготовку ребенка к школе надо понимать как формирование его жизненной позиции, освоение средств и способов познания окружающего мира. В основе лежит развитие познавательного интереса к знаниям и видам деятельности, что является важным для обучения в школе.
Что представляют собой занятия в «Школе дошкольника»?
Подготовка к обучению в школе предполагает работу с детьми по направлениям: подготовка детей к обучению грамоте; математическая пропедевтика; подготовка руки ребенка к письму; развивающие игры. Присутствие родителей на занятиях желательно, так как они могут понаблюдать за адаптацией ребенка в школе и посмотреть формы занятий, игр и упражнений, готовящих детей к систематическому обучению.
«А вы будете учить детей читать?» - спрашивают педагога дополнительного образования 80 % родителей, которые приводят детей в «Школу дошкольника».
В «Школе дошкольника» обучение поставлено так, что дети сами начинают читать. С четырех лет, дети проводят звуковой анализ слов. В игровой форме выделяют гласные и согласные звуки. Главным в этом возрасте являются умения слушать и слышать звуки. Они учатся разделять слова на звуки и собирать снова с помощью звуковых моделей. И когда ребенок усваивает этот процесс, заменить модели буквами не составляет труда.
Подробно о методике обучения чтению можно узнать у педагогов центров «Семья».
Почему ребенок не любит читать?
Ответ на этот вопрос дает беседа с ребенком. Какой словарный запас имеет 5-6 летний ребенок? Результат беспокоит, потому что дети знают очень мало названий: 1-2 дерева, чаще «береза» и «елка»; кустарники лишь ягодные; из цветов - «роза» и «ромашка»; 6-8 животных. Особой проблемой для ребенка является задания на определение смыслового значения слова, работа с обобщающими понятиями и подбор антонимов. О каком чтении может идти речь, если ребенок не знает, о чем читает?!
Основной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому родителям необходимо знакомить детей с окружающим миром, играя. Сейчас много литературы с различными играми для детей. Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами и накопленную к концу дня усталость, педагоги центров «Семья» могут предложить игры, которые можно проводить на кухне, во время прогулок с детьми и просто по дороге домой: «Что мы делали?», «Помогаю маме», «Волшебные палочки», «Наши помощники», «Приготовим сок», «Что лишнее?», «Назови одним словом», «А ну-ка, отыщи!», «Опыты», «Давай искать на кухне слова», «Я заметил», «Волшебные очки», «Доскажи словечко», «Я дарю тебе словечко».
Подробно родителям ответят специалисты центров «Семья» при личной беседе.